Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного образования.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Необходимо понимать, что инклюзивное образование – это не  интеграция, это более широкое понятие:

  • Дети живут вместе, в одной обычной группе.
  • Специалисты помогают детям.
  • Обычные группы изменяются.
  • Внимание акцентируется на возможности  и сильные стороны ребёнка.
  • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Дети с особенностями получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с особенностями становятся важными для окружающих.
  • Равные возможности для каждого.

Инклюзивное образование является логическим продолжением системы интегрированного образования. Оно предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОПФР и детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого участника, включённого в образовательный процесс – педагогов, родителей, детей, администрации, социума.

Процессы инклюзии и интеграции относятся не только к образованию, это вопрос формирования общественной сознательности, толерантности в отношениях к каждому ребёнку, к каждому человеку.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим какие-либо отклонения в развитии, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Советы родителям ребёнка с аутизмом

 

3 декабря - Международный день инвалидов

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране этот день объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь. 

День инвалидов создан ООН для того, чтобы способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Зачастую инвалиды, стараясь доказать свою успешность, добиваются большего, чем обычные люди.

Люди с инвалидностью ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди добиваются успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте.

Неправильно думать, что в День инвалидов люди с ограниченными возможностями здоровья ожидают от остального населения жалости. Скорее, они ждут уважения и признания их возможностей, защиты достоинств,  прав и благополучия. 

Международный день толерантности

Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. 

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Несмотря на то, что декларация состоит всего из 6 статей, её принятие имеет очень важное значение для всего мирового сообщества, ведь терпимость — это то, чего сегодня всем нам не хватает. Ведь так хочется, чтобы в мире царило взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу независимо от того, в какой стране мы живём, какой цвет кожи имеем, какое вероисповедание поддерживаем.

Если бы мы терпимо относились к мировоззрению других людей, то, возможно, меньше было бы конфликтов. Мы все обладаем своей неповторимой индивидуальностью, что нужно понимать каждому.

Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно Декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Но толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам — это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

                                 

Меню раздела