УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
(снятие зрительной астенопии)
Всего несколько минут в день для несложных упражнений - и вскоре зрительное утомление будет снято. Занимаясь профилактикой, не возникает зрительного утомления. Офтальмолог В.Ф. Базарный рекомендует специальный комплекс из 5 простейших упражнений, получивший название "Физкультминутка для глаз". Весь этот комплекс занимает 1.5-2 минуты.
Исходное положение каждого упражнения - сидя или стоя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений по вертикали вверх - вниз и вниз - вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. Тоже 15 круговых вращательных движений, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную на бок цифру 8.
Бывают ситуации, когда упражнения для глаз приходится выполнять не сидя или стоя, а лежа. Наиболее доступен в этих случаях предлагаемый комплекс по методике М. Исаевой. В нем каждое из четырех упражнений выполняется обоими глазами в течении, для начала, 5 секунд, затем добавляется ежедневно по 1 секунде, доводите это время до 1-2 минут.
Упражнение 1. Обоими глазами смотрите на кончик носа. Время, как сказано выше.
Упражнение 2 . Смотрите вверх на пространство между бровями.
Упражнение 3. Смотрите на левое плечо, затем на правое.
Упражнение 4. Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончике носа, затем то же самое сделайте в противоположную сторону - против часовой стрелки. Повторите упражнение 4-5 раз.
ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОБИОЗА
(памятка для родителей)
Очень часто родители детей, посещающих ясли-сад, начальную школу сталкиваются с такой ситуацией: ребенок вдруг стал капризным, рассеянным, нервозным, у него испортился аппетит, появились боли в животе; во сне малыш беспокоен, вертится в постели, зовет к себе; у ребенка появилась привычка расчесывать промежность.
После обращения к врачу и проведения соответствующих лабораторных исследований вашему ребенку выставлен диагноз: Энтеробиоз. Пугаться не стоит, но нужно знать о данном заболевании, о лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятиях, выполнение которых позволит полноценно оздоровить ребенка и остальных членов семьи.
Энтеробиоз – один из наиболее распространенных и наиболее часто регистрируемых гельминтозов в нашей республике, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Широкое распространение гельминтоза обусловлено легкостью передачи инвазии - контактным путем, а также недостаточным уровнем санитарной культуры, сложностями в формировании гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Возбудителем энтеробиоза являются острицы – маленькие гельминты, бело-розового цвета, длиной около 1 см, обитающие преимущественно в нижнем отделе тонкого и в толстом кишечнике человека. Острицы откладывают яйца не в кишечнике, а в складках кожи промежности, для чего выползают из прямой кишки (чаще во время сна ребенка) наружу и вызывают тем самым сильный зуд. Самки откладывают около 10-12 тысяч яиц, после чего погибают. Расчесывая зудящие места, больные загрязняют яйцами остриц руки и особенно много их скапливается под ногтями. Грязными или плохо вымытыми руками они заносят яйца остриц в рот и повторно заражаются. Кроме этого, больной загрязняет яйцами остриц нательное и постельное белье, окружающие предметы, пищевые продукты и тем самым заражает окружающих его людей. Яйца могут сохраняться на игрушках, коврах, книгах, мебели в течение месяца.
Источником энтеробиоза является больной человек. Заражение острицами происходит при проглатывании зрелых яиц, содержащих подвижные личинки. Живут острицы в организме человека в среднем 1 месяц, а страдать от них иногда приходится годами. Ребенок не понимая важности соблюдения правил гигиены, снова заражается ими и чаще всего от самого себя.
Если нарушается санитарно-гигиенический режим в детских учреждениях, не соблюдается чистота в квартирах, то заражаются не только дети, но и взрослые.
Лечение больных энтеробиозом становится совершенно бесполезным, если не выполняются элементарные санитарно-гигиенические правила и правила личной гигиены, как в детских организованных коллективах, так и в домашних условиях.
Родителям больных энтеробиозом детей необходимо особое внимание уделять следующим мероприятиям:
- ежедневное подмывание ребенка утром и вечером перед сном;
- смену нательного и постельного белья после мытья; тщательное проглаживание верхней одежды горячим утюгом с лица и изнанки; кипячение грязного белья перед стиркой;
- одевание на ночь плотных трусов с резинками на бедрах и закладывание в область перианальных складок ватного тампона с вазелином (утром тампон удаляется и ошпаривается кипятком);
- проглаживание после сна горячим утюгом постельных принадлежностей;
- стрижка ногтей по мере отрастания и загрязнения;
- искоренение у ребенка вредных привычек (обгрызание ногтей, держание пальцев во рту и т.д.);
- формирование у ребенка потребности мытья рук с мылом перед приемом пищи, после посещения туалета, после сна, улицы и т.д.;
- проведение регулярной влажной уборки в доме, мытье детских игрушек в горячей воде с мылом (игрушки, не поддающиеся мойке, ковры, дорожки на период оздоровления ребенка убираются).
Крутой кипяток убивает яйца остриц, поэтому столовую и чайную посуду, ножи, вилки и ложки после мытья, а также горшок, унитаз, ветошь необходимо ошпаривать кипятком.
Родителям необходимо помнить, что выполнение вышеуказанных санитарно-гигиенических мероприятий позволит излечить вашего ребенка от энтеробиоза и предотвратить заражение окружающих. Гельминты - вредны и опасны, но заражение ими легче предупредить, чем потом с ними бороться.
О ПЛОСКОСТОПИИ
Плоскостопием называется врожденное или приобретенное опущение свода стопы – физиологического изгиба, снижающего нагрузки на кости стопы при ходьбе. В нормальном состоянии стоящего ребенка центральная часть стопы должна касаться поверхности пола только по своей внешней границе. У страдающих плоскостопием стопа касается пола по всей своей площади.
Самым простым способом диагностики плоскостопия является отпечаток стопы. Достаточно нанести жирный крем на внутреннюю поверхность стопы и поставить ребенка на лист бумаги. Для правильного проведения теста необходимо чтобы малыш стоял ровно и опирался на всю стопу. У нормальной стопы с внутренней стороны имеется углубление которое не оставит отпечатка, если углубления нет и почти вся подошва отпечатывается на листке бумаги это означает плоскостопие. Свод стопы начинает формироваться только трехлетнему возрасту, а к 10 годам полностью формируется. До 7 лет если ребенок не жалуется на боль в ногах, нормально развивается и проявляет физическую активность волноваться по поводу плоскостопия не стоит.
Категории плоскостопия.
1. Гибкая плоская стопа. В сидячем положение стопа имеет нормальный вид, но когда ребенок стоит свод стопы опускается и расплющивается. Это самый распространенный вид плоскостопия.
2. Ригидная плоская стопа. Это врожденное нарушение, при котором 2 или более стопы сращены вместе. Это плоскостопие может ограничивать двигательную активность ребенка и причинить боль при ходьбе.
При уплощении стопы амортизация тела при ходьбе перекладывается на позвоночник и суставы нижних конечностей.
Самое главное для здоровья ножек малыша – это правильно подобранная обувь.
Какой должна быть обувь для малыша.
1. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жестким задником, круглыми носками и индивидуальным супинатором.
2. Подошва туфель должна быть гибкой в середине, т.е. там, где анатомически сгибается нога.
3. Желательно менять обувь малыша каждые 3 месяца, т.к. в дошкольном возрасте стопа увеличивается в размере на 2-3 см в год.
Вылечить уплощение стопы можно в детском возрасте. Очень полезен массаж стоп. Начинать массаж необходимо с поглаживания, затем перейти к разминанию большим пальцам или кулаком, двигаясь от пятки к пальцам к внутреннему краю, затем по середине и наружному краю. Находясь на природе, ходите босиком. Так же полезно бегать по мокрой траве.
При ходьбе необходимо ставить ноги параллельно,
опираясь на наружный край подошвы.
ОСАНКА
и ее значение для укрепления здоровья детей
ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины и брюшного пресса). Эти мышцы образуют естественный мышечный корсет. Он оказывает большое влияние на формирование правильной осанки.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет).
Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы).
Осанка оказывает прямое влияние на здоровье ребёнка. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок.
Причин неправильной осанки много:
- привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (позвоночник изгибается на одну сторону),
- неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами),
- неправильная поза за столом (высота стола и стула должна соответствовать росту ребёнка),
- ношение тяжести в одной и той же руке.
-если мама ведёт всегда малыша за одну и ту же руку, это тоже ведет к нарушению осанки.
- долгие просмотры телепередач, компьютерные игры.
- нарушения начинаются уже в 5-6 месяцев, когда начинают присаживать малыша, который ещё не научился поворачиваться самостоятельно.
- ползание – подготовка ребенка к вертикальному положению. И если ребенок, не ползая, начинает ходить, тоже может произойти нарушение осанки.
- на нарушение осанки влияет питание (в пище должно быть достаточно кальция, т.к. он укрепляет кости).
Работу по формированию правильной осанки должны вести не только врачи и педагоги, а так же родители. Родителям в повседневной жизни необходимо следить за правильным положением тела ребёнка, создавать необходимые условия (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.) и выполнять с детьми специальные упражнения.
Ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
С этой целью рекомендуется выполнять на самостоятельных занятиях дома:
- упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
- упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
- упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет;
- упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
- упражнения, лёжа на спине. Лежа на спине, попеременно поднимать, выпрямлять и опускать правую и левую ногу;
- упражнение «велосипед». Лежа на спине, вращать ногами;
- упражнение «ножницы». Лежа на спине, руки вдоль туловища, выполнять «ножницы» прямыми ногами поднятыми вверх;
- лежа на спине, ноги выпрямить, руки в стороны. Сгибая колени, подтянуть их к груди, обхватив руками. Одновременно поднять голову и коснуться подбородком колен. Удержать это положение туловища в течение 5 с.
- упражнения, лёжа на животе. Упражнение «рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек.
- лежа на животе, поднять правую ногу, одновременно поднимая левую руку (можно с гантелей), и наоборот.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины.
Комплекс упражнений при сутулости
Проверка и воспитание навыков правильной осанки, стоя лицом и боком к зеркалу.
Ходьба обычная с правильной осанкой, на носках — руки в стороны, на внешней стороне стопы – руки на поясе, на пятках – руки за голову, локти в сторону.
И.П. Ноги вместе, кисти к плечам. Потянуться, выпрямить руки вверх – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. 6-7 раз.
«Гуси пьют водичку». И.П. ноги вместе, руки на поясе. Наклониться вперёд с прямой спиной – выдох, вернуться в И.П. – вдох. 5-6 раз.
«Воробушек». И.П. ноги чуть расставлены, кисти к плечам. Круговые движения, вращения в плечевых суставах. 6-8 раз.
Приседания. Выполнение – присесть на носках с прямой спиной, руки в стороны – выдох, вернуться И.п. – вдох. Повторить 4-5 раз.
Лежа на животе – рыбка. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и руки, отвести плечи назад – вдох, И.П. – выдох.
«Велосипед» на спине. Ноги вместе, руки за головой. Движение ногами, как при езде на велосипеде. До усталости.
И.П. тоже. Волна. Согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выпрямить, согнуть и положить. 4-5раз.
«Самолет». Лёжа на животе. И.П. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и грудь, развести руки в стороны – вдох, И.П. – выдох. 6-8раз.
Лёжа на спине. «Пистолет» И.П. руки за головой, одна нога согнута. Вторая прямая под углом 45 градусов к полу. Сменять положения ног.
На четвереньках. Согнуть руки, коснуться подбородком пола – выдох, И.П. – вдох. (При сгибании рук, сводить лопатки). 4-6 раз
На четвереньках. Поочерёдное поднимание ног. Следить за дыханием.
На спине. «Ножницы». И.П. – руки вдоль туловища, или за головой. Выполнять движение прямыми ногами сверху вниз.
Ходьба с различным положением рук.
Контроль за осанкой и воспитание правильной осанки у зеркала или у стены.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цель: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего - "акулу", остальные дети - "рыбки". По сигналу "Раз, два, три - лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" - дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды "Лови!"; если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его; пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.